О практике отказов региональных отделений ФСС признания правомерности медицинских заключений, выданных негосударственными медицинскими организациями

В связи с обращениями граждан об отказах региональных отделений ФСС признания правомерности медицинских заключений, выданных гражданам с потерей слуха негосударственными медицинскими организациями, имеющими медицинскую лицензию, Некоммерческое партнёрство «Межрегиональный альянс организаций в области сурдологии-отоларингологии, слухопротезирования и реабилитации» представляет в качестве примера письмо, направленное в Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

НП «Межрегиональный альянс организаций в области сурдологии-отоларингологии, слухопротезирования и реабилитации» является некоммерческой организацией, для которой обеспечение качественной реабилитации и социальной адаптации людей с проблемами слуха является одним из приоритетных направлений деятельности.

Как нам стало известно, Тверское региональное отделение ФСС РФ направляет инвалидам по слуху письменные указания о порядке обеспечения их средствами реабилитации. Из этих указаний следует, что в Тверской области обеспечение инвалидов по слуху слуховыми аппаратами происходит с нарушением действующего законодательства РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240, для получения технических средств реабилитации инвалиды должны предоставить в региональное отделение ФСС РФ заявление и копию индивидуальной программы реабилитации, выдаваемой бюро медико-социальной экспертизы.

В свою очередь, одним из основных параметров при разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида является анализ его клинико-функциональных данных. При этом для установления инвалидности по слуху необходимо провести специальные методы обследования пациента, результатом которых является аудиограмма – график, отображающий состояние его слуха. На основе аудиограммы определяются необходимые технические характеристики слухового аппарата, которые указываются в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Тверское региональное отделение ФСС РФ предписывает инвалидам по слуху проходить аудиологическое обследование и получать направление на МСЭ только в ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования», расположенном в г.Москве.

Такое предписание противоречит нормам действующего законодательства, а именно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья определяет доступность и качество медицинской помощи. В соответствии с этим принципом, на основании ст.10, 19 Федерального закона каждый гражданин имеет право самостоятельного выбора медицинской организации и врача по признаку приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

Однако Тверское региональное отделение ФСС РФ своим прямым указанием на то, что пациенты должны проходить обследование и получать направление на МСЭ в строго определенном учреждении, фактически не дает возможности реализовать предоставленное им законом право выбора.

Кроме того, Тверское региональное отделение ФСС РФ обязывает людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, ограничивающие их социальную интеграцию, проходить обязательную диагностику в учреждении, расположенном не просто далеко от дома, а в другом субъекте Российской Федерации, с дополнительными финансовыми затратами.

Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н. Данный Порядок регламентирует разработку ИПР на всех ее стадиях. В соответствии с п.7 указанного Порядка, разработка ИПР осуществляется с учетом рекомендаций, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.

Согласно нормам ст.2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация – «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

Таким образом, с учетом требований утвержденного порядка разработки ИПР и норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент с нарушениями слуха имеет право пройти специальное диагностическое обследование и получить направление на медико-социальную экспертизу в любой организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь на основании лицензии по специальности «Сурдология-оториноларингология».

При этом, рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации, в т.ч. технические характеристики слуховых аппаратов, должны быть прописаны в направлении на МСЭ не врачом-реабилитологом, а сурдологом-оториноларингологом, имеющим действующий сертификат по указанной специальности.

Кроме того, Порядок разработки ИПР не предусматривает для органов государственной власти или созданных ими учреждений возможности указывать пациентам, где именно проходить обследование. Напротив, п.24 предусматривает, что медицинская организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических мероприятий.

По смыслу ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пациент может обратиться по этому поводу в любую организацию, оказывающую данные услуги. Требование Тверского регионального отделения ФСС РФ обращаться за диагностикой и направлением на МСЭ только в определенную медицинскую организацию является незаконным.

НП «Межрегиональный альянс организаций в области сурдологии-отоларингологии, слухопротезирования и реабилитации» убеждено, что подобное грубое нарушение основополагающих принципов, на которых строится охрана государством здоровья граждан, должно быть немедленно пресечено.

В этих целях просим Вас разобраться в сложившейся ситуации и дать указание изменить порядок предоставления инвалидам по слуху технических средств реабилитации и привести его в соответствие с действующим законодательством РФ. Поскольку требование о прохождении диагностики и получения направления на МСЭ в строго определенной организации противоречит законодательству РФ, оно должно быть исключено из данного порядка.

Кроме того, информацию о порядке предоставления инвалидам по слуху в Тверской области технических средств реабилитации просим разместить на официальном сайте Тверского регионального отделения ФСС РФ.

Президент НП
«Межрегиональный альянс организаций
в области сурдологии-отоларингологии,
слухопротезирования и реабилитации»
Заслуженный врач РФ
Прошин Виктор Алексеевич.

Вы можете оставить комментарий, или поставить ссылку со своего собственного сайта.

Ваш комментарий

Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Яндекс.Метрика